Русская литература — Википедия

Ру́сская литерату́ра — комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века[3], однако до XIX века, когда начался её «золотой век»[4], была практически неизвестна в мире[5]. Является одной из важнейших составляющих культуры России[5][6][7].

Общепринятой точкой зрения является, что своему появлению древнерусская литература обязана принятию христианства в Киевской Руси. Создававшейся на Руси христианской церкви понадобилась письменность и церковная литература.[3][8][9][10][11][12][10] В то же время, привнесённая письменная литературная традиция легла на богатую почву устного народного творчества, существовавшего на Руси.[12][10] По мнению Н. И. Пруцкова с соавторами и Д. С. Лихачёва, привнесённая из Византии и новая для Руси литературная традиция быстро впитала в себя некоторые черты традиционного для этих земель древнерусского фольклора, такие как отсутствие устойчивого авторского текста, высокая вариабельность одного и того же текста в разных рукописях, коллективность, традиционность и любовь к «общим местам»,[3][10] а эпические предания о первых киевских князьях были даже включены после обработки летописцев в древнейшие летописи.[13] В то же время, С. Венгеров считал, что русская литературная традиция не развилась из устного народного творчества, а была привнесена извне, и в самом начале их сосуществования народная поэзия даже подверглась гонению книжников, сохраняясь в устной традиции, лишь отрывочно отражаясь в памятниках письменности.[8]

Ряд исследователей (В. А. Истрин,[14]Л. П. Якубинский, С. П. Обнорский, Б. А. Ларин, П. Я. Черных, А. С. Львов) высказывали предположение о наличии письменности у восточных славян до крещения Руси.[15] О возможности её существования действительно косвенно свидетельствуют упоминание о ней в ряде исторических источников: в «Житиях Мефодия и Константина»[16], записях Ибн Фадлана[14] и Мубарак-шаха Марварруди[17][18], «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима[14], книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди[14][19], русско-византийских договорах 911 и 945 годов[14][20]. Однако самих литературных памятников дохристианской письменности до сих пор не обнаружено.[21]

Различные авторы предлагают разные варианты периодизации истории русской литературы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце XIX века, выделил три периода в истории русской литературы: от первых памятников до монголо-татарского ига, от монгола-татарского ига до конца XVII века, и с XVIII века до времени издания словаря (то есть, до конца XIX века).[8]Д. С. Святополк-Мирский, издавший в 1927 году в Лондоне двухтомный труд по истории русской литературы, выделил в ней следующие периоды: древнерусский (XI—XVII века), переходный, период классицизма, золотой век поэзии, эпоха Гоголя, период реализма и современный ему период с 1881 года (после смерти Достоевского).[11] Изданная примерно в это же время в СССР, Литературная энциклопедия разделила периоды русской литературы на следующие этапы: древнерусская литература, литература XVIII века, литература XIX века, литература XX века до Октябрьской революции и литература XX века после Октябрьской революции.[12]

Современная электронная энциклопедия «Кругосвет» разделяет историю русской литературы на следующие периоды: древнерусская литература, литература XVIII века, литература XIX века, литература после 1917 года и новая русская литература.[9]

Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения.

Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были болгарами и греками. Так как много религиозной литературы было уже переведено с греческого на болгарский (близкий славянский язык), то болгарский язык и литература оказали серьезное влияние на развитие древнерусской литературы. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого (книги св. Писания, творения св. отцов, жития святых, сборники мудрых изречений и тому подобное).

XVIII век это эпоха Просвещения. Сначала произведения русской литературы были довольно пестры по своим жанрам и содержанию и носили в основном переводной характер, но создавались и оригинальные произведения. Затем наступает период эпохи классицизма в русской литературе, на смену которому в конце столетия пришёл сентиментализм, немногим ранее возникший в странах Запада.

«Феодально-монархический строй долго держал Россию под своим игом», — отмечал чл.-корр. Пиксанов, в результате чего «литература заняла особое, исключительное положение в общественной жизни нашей страны»[22]. «Отсюда — предельная насыщенность художественной литературы идейностью политической, социальной, этической. Отсюда — своеобразнейшее положение литературной критики, которая выполняла функции не только эстетического, но и социально-политического характера, заменяя русскому обществу то, что западной общественности давали тогда парламентские прения, публичные собрания, партийные организации и бесцензурная политическая печать», — отмечал Пиксанов.

В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский писал: «Таланты были всегда, но прежде они украшали природу, идеализировали действительность, то есть изображали несуществующее, рассказывали о небывалом, а теперь они воспроизводят жизнь и действительность в их истине. От этого литература получила важное значение в глазах общества»[23].

В 1847 г. Белинский писал Гоголю, что в обществе «кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжёлым гнётом», не находят выхода; «только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд». Позднее (1856) и Чернышевский, противопоставляя Россию и Запад, подтверждал, что в России литература «пока сосредоточивает почти всю умственную деятельность народа». «Всемирное значение, которое приобретает теперь русская литература», отмечал Ленин в своей книге «Что делать?».

Поэзия:

Проза:

Неоромантизм и символизм:

Детская литература:

Писатели в эмиграции — Иван Бунин, Александр Куприн, Владимир Набоков, Шмелёв, Цветаева, Георгий Адамович, Ходасевич, Георгий Иванов

  • историческая проза («потерянная Россия»): Бунин («Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи»), Шмелёв («Лето Господне», «Богомолье»), Осоргин («Сивцев Вражек»), Алексей Толстой («Детство Никиты»), Марк Алданов, Цветаева («Мой Пушкин»)
  • тема революции: Ремизов («Взвихренная Русь»), Бунин («Окаянные дни»), Шмелёв («Солнце мёртвых»), Аркадий Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)

Писатели, оставшиеся в России:

  • тема революции — Александр Блок («Двенадцать»), Владимир Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), Сергей Есенин («Анна Снегина»), Валерий Брюсов, Борис Пильняк («Голый год»), Максим Горький («Враги», «Жизнь Клима Самгина»), Александр Серафимович («Железный поток»), Алексей Толстой (вернулся из эмиграции) («Хождение по мукам»)
  • тема природы — Владимир Арсеньев («Дерсу Узала»), Михаил Пришвин

Новое поколение

  • тема революции: Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»), Фадеев («Разгром»), Бабель («Конармия»), Фурманов («Чапаев»), Островский («Как закалялась сталь»), Погодин (трилогия о Ленине), Лавренев («Сорок первый», другие повести, рассказы, пьесы), Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий
  • сатирики: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Андрей Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Юрий Олеша («Зависть»), Михаил Зощенко (рассказы), Евгений Замятин («Мы»), Илья Эренбург («Хулио Хуренито»), Ильф и Петров («12 стульев», «Золотой телёнок»), Михаил Козырев («Ленинград»)
  • Леонид Добычин («Город Эн»), Сигизмунд Кржижановский («Возвращение Мюнхгаузена»), Константин Вагинов («Козлиная песнь»).
  • публицисты: Михаил Кольцов, Илья Эренбург
  • тема индустриализации: Валентин Катаев («Время, вперёд!»), Леонид Леонов («Соть», «Скутаревский»), Борис Пильняк («Волга впадает в Каспийское море»)
  • Константин Федин («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»)
  • тема коллективизации : Михаил Шолохов («Поднятая целина»), Александр Твардовский («Страна Муравия»)
  • тема истории: А. Н. Толстой («Пётр I»), Сергеев-Ценский («Преображение России»), Юрий Тынянов («Кюхля», «Пушкин»), Алексей Новиков-Прибой («Цусима»), Василий Ян (трилогия «Нашествие монголов»)
  • Александр Грин
  • научная фантастика: Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире»), Владимир Обручев («Плутония», «Земля Санникова»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Григорий Адамов («Тайна двух океанов»)
  • драматургия: Александр Корнейчук, Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Всеволод Иванов
  • Обэриуты
  • ВОАПП, ЛЕФ, Пролеткульт
  • детская литература: Андрей Некрасов ("Приключения капитана Врунгеля"), Лазарь Лагин ("Старик Хоттабыч"), Борис Житков ("Что бывало" и др.)

Великая Отечественная война 1941—1945 годов — трагедия для истории страны. Во время Великой Отечественной Войны происходит освобождение от рамок, приходит ощущение реальной и настоящей жизни, а не жизни, описанной по заказу. Возрастает чувство собственного достоинства, война учит думать, смотреть правде в глаза, освобождает от идеологии тридцатых годов.

Появляется новое ощущение страны, необходимость восстановить исторические корни, громадный подъём патриотического чувства. Весомый вклад в это внесла советская литература того времени.

В первые месяцы на войну отреагировала именно лирика. Здесь выделяется 4 поэтических потока:

  1. Лирика поэтов «старшего поколения» (поэты 1930-х годов): Александр Твардовский, Константин Симонов, Ярослав Смеляков, Дмитрий Кедрин и др. В своих стихотворениях поэты обращаются к русскому национальному чувству.
  2. Лирика поэтов, павших на войне: Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Павел Коган и др. Для этого потока лирики характерен широкий поэтический замах, мощные интонации.
  3. Лирика поэтов, ставших поэтами на войне и оставшихся в живых: Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Борис Слуцкий и др. Эти поэты дали новое восприятие войны, отличающееся от восприятия поэтов «старшего поколения».
  4. Массовая лирическая песня.
  • тема войны: Александр Твардовский («Василий Тёркин»), Михаил Шолохов («Судьба человека»), Константин Симонов («Дни и ночи», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), Валентин Катаев («Сын полка»), Александр Фадеев («Молодая гвардия»), Александр Корнейчук («Фронт»), Леонид Леонов («Нашествие»)
  • Константин Паустовский, Леонид Леонов («Русский лес»), Вениамин Каверин («Два капитана», «Открытая книга»), Иван Соколов-Микитов, Виталий Бианки
  • поэзия: Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов
  • вторая (постреволюционная) волна эмиграции: Гайто Газданов, Марк Алданов, Борис Поплавский, Нина Берберова, Ирина Одоевцева, Иван Елагин, Николай Нароков, Николай Моршен, Юрий Фельзен, Довид Кнут.
  • военная проза: Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Василий Ажаев, Светлана Алексиевич, Григорий Бакланов, Александр Бек, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Борис Васильев («Завтра была война»), Константин Воробьёв, Виталий Закруткин («Матерь человеческая»), Эммануил Казакевич («Звезда»), Вячеслав Кондратьев («Сашка»), Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда»), Борис Полевой, Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая…»), Пётр Проскурин, Иван Стаднюк, Александр Чаковский, Юлиан Семёнов, Василий Гроссман («Жизнь и судьба»)
  • деревенская проза: Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виль Липатов, Борис Можаев, Евгений Носов, Василий Песков, Владимир Чивилихин, Сергей Залыгин, Владимир Крупин
  • публицисты: Анатолий Аграновский, Валентин Овечкин, Всеволод Овчинников, Гавриил Троепольский, Юрий Черниченко
  • городская проза: Юрий Трифонов
  • магический реализм: Чингиз Айтматов
  • драматургия: Алексей Арбузов, Александр Вампилов, Александр Володин, Андрей Макаёнок, Виктор Розов
  • историческая проза: Дмитрий Балашов, Юрий Давыдов, Валентин Пикуль, Ольга Форш, Алексей Чапыгин, Вячеслав Шишков, Алексей Югов
  • научная фантастика: Стругацкие, Иван Ефремов, Александр Казанцев, Кир Булычёв, Анатолий Днепров
  • детектив: Вайнеры
  • другие: Владимир Амлинский, Михаил Анчаров, Юрий Герман, Даниил Гранин, Дмитрий Голубков, Сергей Есин, Фазиль Искандер («Сандро из Чегема»), Александр Кабаков («Невозвращенец»), Вениамин Каверин, Владимир Маканин («Портрет и вокруг»), Юрий Нагибин, Радий Погодин, Юрий Поляков, Александр Рекемчук, Владимир Тендряков, Татьяна Толстая (рассказы), Владимир Орлов, Евгений Харитонов, Павел Улитин

подпольная и полуподпольная литература

  • лагерная проза: Александр Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Евгения Гинзбург («Крутой маршрут», «Всё течёт»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Юрий Домбровский («Факультет ненужных вещей»), Владимир Дудинцев («Не хлебом единым», «Белые одежды»), Дмитрий Стонов («Прошедшей ночью. Лагерные рассказы», 1955–1956 гг., впервые опубл. в 1989 г. в изд. «Советский писатель»)
  • постмодернизм: Валентин Катаев («Трава забвения», «Алмазный мой венец»), Даниил Андреев («Роза мира»), Андрей Битов («Пушкинский дом»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»)

третья волна эмиграции

  • реалисты и гиперреалисты: Александр Солженицын («Красное колесо»), Юрий Милославский («Укрепленные города», «От шума всадников и стрелков»), Сергей Довлатов («Иностранка», «Чемодан»), Василий Аксёнов («Апельсины из Марокко», «Мой дедушка — памятник», «Ожог», «Остров Крым»), Владимир Войнович («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Иванькиада»), Владимир Максимов, Юз Алешковский, Георгий Владимов, Виктор Некрасов
  • постмодернисты: Саша Соколов («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия»), Андрей Синявский (эссеистика), Ю. Мамлеев («Шатуны»), Эдуард Лимонов («Это я, Эдичка»), Иосиф Бродский

поэзия

  • шестидесятники (стадионная поэзия): Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина
  • барды: Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юз Алешковский, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Тимур Шаов, Сергей Никитин, Юлий Ким, Евгений Бачурин
  • Владимир Высоцкий
  • Арсений Тарковский, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Семён Липкин, Давид Самойлов, Сергей Петров, Леонид Филатов, Геннадий Шпаликов, Александр Межиров
  • самиздат: Борис Чичибабин, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Геннадий Айги, Анатолий Кобенков, Виктор Кривулин, Генрих Сапгир, Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров
  • поэты в эмиграции: Иосиф Бродский, Юрий Кублановский, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Александр Галич

возвращённая литература: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Георгий Владимов («Верный Руслан»), Даниил Андреев («Роза Мира»), Василий Гроссман («Жизнь и судьба»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки»).

Поэты-шестидесятники

  • умершие в 90-2000-х — Бродский, Айги, Сапгир, Кобенков, Солнцев Роман Харисович, Виль Мустафин, Вознесенский Андрей Андреевич, Ахмадулина, Ткаченко, Борис Викторов, Римма Казакова, Алексей Хвостенко
  • Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Кушнер, Рейн

Самиздат 70-80-х

  • концептуалисты — Кибиров, Пригов, Рубинштейн, Драгомощенко
  • метаметафористы (метареализм) — Кедров, Жданов, Аристов, Парщиков, Ерёменко, Кацюба, Кутик, Арабов, Даенин
  • Новая ленинградская школа — Виктор Кривулин, Шварц, Стратановский
  • «Московское время» — Кенжеев, Гандлевский, Цветков, Веденяпин

Поэты 90-х

  • традиционалисты — Кублановский, Гандлевский, Лосев, Чухонцев, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Эльдар Ахадов, Антон Нечаев, Олеся Николаева, Гандельсман, Амелин, Рыжий, Шиш Брянский, Светлана Кекова, Елена Фанайлова, Вера Павлова, Кальпиди, Левчин
  • авангардисты — Сергей Бирюков, Ры Никонова, Сергей Сигей, Елена Мнацаканова, Татьяна Грауз
  • иронисты — Иртеньев, Губерман
  • куртуазные маньеристы — Степанцов, Пеленягрэ, Добрынин,Бардодым
  • минималисты и верлибристы — Владимир Бурич, Арво Метс, Иван Ахметьев, Александр Макаров-Кротков
  • Вавилон — Медведев, Воденников, Анашевич, Пащенко
  • Военная проза: Виктор Астафьев — «Прокляты и убиты», Дворцов, Василий Владимирович - "Тогда, когда случится", Олег Ермаков — «Афганские рассказы», «Знак зверя», Аркадий Бабченко — «Алхан-Юрт», Александр Карасёв — «Чеченские рассказы».
  • Деревенская проза: Валентин Распутин — «Дочь Ивана, мать Ивана», Евгений Носов, Леонид Бородин — «Год чуда и печали», Борис Екимов — рассказы, Владимир Личутин — рассказы, Виктор Лихоносов — рассказы, Василий Песков — рассказы, Борис Можаев, Валерий Попов, Наталья Ключарёва, Игорь Изборцев.
  • Солженицын — «Как нам обустроить Россию», «Россия в обвале», «Двести лет вместе», Фазиль Искандер — рассказы («Софичка» и др.), Рытхэу, Евгений Попов, Фридрих Горенштейн, Эльдар Ахадов — «Молитва о тебе», «R-127», «Куюмба», «Северные рассказы».
  • «Старшие постмодернисты»: Андрей Битов — «Оглашённые», «Дворец без царя», Василий Аксёнов — «Остров Крым», «Московская сага», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», Эдуард Лимонов, Татьяна Толстая — «Кысь», Людмила Петрушевская — «Время ночь», «Номер Один, или В садах других возможностей», рассказы, сказки.
  • «Метафизический реализм»: Юрий Мамлеев, Сергей Сибирцев, Наталья Макеева, Маканин — «Андеграунд», «Сюжет усреднения» (рассказ), «Кавказский пленный», Юрий Милославский — «Лифт» (повесть), Виктор Ерофеев — «Русская красавица», Ольга Славникова — «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «2017», Олег Павлов — «Повести последних дней», «Степная книга».
  • Младшие «постмодернисты»: Виктор Пелевин — «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation «П»», «ДПП (NN)», «Священная книга оборотня», «Empire V», Сорокин — «Сердца четырёх», «Голубое сало», «Лёд», «Норма», «Теллурия», Михаил Берг — «Вечный жид», «Василий Васильевич», «Рос и я», «Несчастная дуэль», Улицкая — «Сонечка», «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого», В. А. Пьецух — «Новая московская философия», Азольский — «Посторонний», Д. М. Липскеров — «Сорок лет Чанчжоэ», М. Б. Кононов — «Голая пионерка» (роман), Д. И. Рубина — «На солнечной стороне улицы», Д. Л. Быков — «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Борис Пастернак», Маруся Климова (Татьяна Николаевна Кондратович) — проза, М. Ю. Елизаров — «Pasternak», «Библиотекарь», «Мультики», проза.
  • «Неореализм»: Шишкин — «Венерин волос», Геласимов — «Год обмана», Зайончковский, Варламов, Дмитриев, Слаповский, Бутов, Александр Иличевский, Лапин, Алиса Ганиева
  • «Магический реализм»: Дмитрий Липскеров, Андрей Тавров, Леонид Гиршович, Анатолий Кудрявицкий
  • Юмористы и сатирики: Веллер, Горин, Ардов — «Легендарная Ордынка», Жванецкий,
  • Авангардисты: Андрей Бычков, Софья Купряшина, Руслан Марсович, Игорь Яркевич.
  • Водолазкин, Евгений Германович
  • Дементьев, Вадим Валерьевич
  • Дворцов, Василий Владимирович
  • Тарковский, Михаил Александрович
  • Попов, Михаил Михайлович
  • Галактионова, Вера Григорьевна
  • Зиганшин, Камиль Фарухшинович
  • Дмитрий Быков
  • Евгений Гришковец
  • Михаил Елизаров
  • Алексеев, Сергей Трофимович
  • Алексей Иванов
  • Александр Карасёв
  • Карпов, Владимир Александрович (писатель)
  • Крупин, Владимир Николаевич
  • Дорошенко, Николай Иванович
  • Светлана Николаевна Гриценко (Макарова)
  • Дмитрий Липскеров
  • Владимир Маканин
  • Виктор Пелевин
  • Лощиц, Юрий Михайлович
  • Личутин, Владимир Владимирович
  • Сегень, Александр Юрьевич
  • Романова-Сегень, Наталья Владимировна
  • Переяслов, Николай Владимирович
  • Людмила Петрушевская
  • Носков, Виталий Николаевич
  • Захар Прилепин
  • Дина Рубина
  • Игорь Савельев
  • Чугунов, Владимир Аркадьевич
  • Коняев, Николай Михайлович
  • Николаев, Виктор Николаевич (писатель)
  • Сычёва, Лидия Андреевна
  • Роман Сенчин
  • Ольга Славникова
  • Александр Снегирёв
  • Владимир Сорокин
  • Антон Тарасов
  • Антипин, Андрей Александрович
  • Сергей Шаргунов
  • Михаил Шишкин
  • Людмила Улицкая
  • Игорь Яркевич
  • Игорь Ефимов
  • Алексей Слаповский
  • Борис Акунин
  • Татьяна Устинова
  • Дарья Донцова
  • Александр Проханов
  • Вадим Левенталь
  • Масодов, Илья
  • Рубанов, Андрей Викторович

В XX веке во многом по политическим причинам[24] расцвела русская детская литература. Одним из первых начал писать стихи такими, какими они нравятся детям, поэт Корней Иванович Чуковский. Вслед за ним появилось множество детских поэтов: Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Григорий Остер, Генрих Сапгир, Роман Сеф, Ирина Токмакова, известная и своими сказками, Борис Заходер, также замечательный переводчик, познакомивший русскую литературу с мировой детской классикой.

Прозаики — Лев Кассиль, Николай Носов, Виктор Драгунский, Виктор Голявкин, сочинявшие рассказы, в которых повествование идёт от лица непосредственного и озорного мальчика, Владислав Крапивин, сочинявший для детей как реалистические рассказы и повести, так и сказки и произведения фантастики, Альберт Иванов, писавший как для самых маленьких, так и для взрослых читателей, Аркадий Гайдар, Евгений Чарушин, Владимир Сутеев (сочинитель сказок, иллюстратор и аниматор), Вильям Козлов, Виталий Губарев, Анатолий Алексин, Анатолий Рыбаков, Софья Прокофьева, Эдуард Шим, Эдуард Успенский, придумавший народного сказочного героя Чебурашку.

  1. Статья об Александре Сергеевиче Пушкине в энциклопедии «Кругосвет»
  2. Томашевский Б. Вопросы языка в творчестве Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. 1. — С. 126—184.
  3. 123Лихачев Д. С.Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Первые семьсот лет русской литературы
  4. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003
  5. 12Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. П. А. Николаева, М. В. Строганова, 1990
  6. Новая литературная энциклопедия
  7. Культура России. Литература
  8. 123Россия/Русский язык и русская литература/История русской литературы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. 12Энциклопедия Кругосвет. Статья «Русская литература»
  10. 1234История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Том 1. стр. 4
  11. 12Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — 882 с.
  12. 123Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Статья «Русская литература»
  13. Русское народное поэтическое творчество. Т. 1. Очерки по истории русского народного поэтического творчества X — начала XIII в. М. — Л., 1953.
  14. 12345В. А. Истрин. Возникновение и развитие письма, М., 1965. Дохристианская письменность славян. стр. 442—466
  15. Ковалевская Е. Г.Избранное. 1963—1999 / Под ред. д-ра филол. наук проф. К. Э. Штайн. — СПб. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. — 687 с. стр. 42—43
  16. Утверждение христианства на Руси — Брайчевский М Ю, стр. 131
  17. Бартольд В. В.Работы по исторической географии: В 4 т. О письменности у хазар. — М.: Вост. лит., 2002—2003. стр. 466
  18. Бартольд В. В. О некоторых восточных рукописях в библиотеках Константинополя и Каира. / Записки Восточного Отдела. Т.XVIII. 1908
  19. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.)
  20. С. П. Обнорский. Язык договоров русских с греками. Сб.: «Язык и мышление», вып. V—VI. М,—Л., 1936, стр. 403.
  21. Н. К. Фролов, С. М. Белякова, Л. А. Новикова. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С.124.
  22. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=ff7b5961-1574-4f81-9b1f-86f628575a6e
  23. Мировоззрение (идейность, классовость, партийность) писателя и художественная типизация
  24. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930—1950-е гг.)

Платья для лета - 132 фото летних платьев 2017

Платья для лета - 132 фото летних платьев 2017В новом летнем сезоне актуальны тенденции обнажения тела и различные виды асимметрии в одежде. Сочетание несочетаемого также популярно, разные фактуры, текстура, узоры и стили дают новый уникальный образ,

Мода 20х годов и Ар деко / мода 20-х годов 20 века

Мода 20х годов и Ар деко / мода 20-х годов 20 века Несомненно на моду 20х годов 20 века повлияли многие события в мире. В первую очередь закончившаяся Первая мировая война внесла самые большие изменения в одежде. Та одежда, что носили женщины до во

Изучение разговорного английского языка онлайн, бесплатный самостоятельный курс

Основой методики по изучению английского является освоение разговорного языка, который необходим всем, так как используется везде, в то время как литературный стиль языка применяется исключительно в деловой или академической сфере. На сайте размещены