Стимпанк — Википедия

«Воздушный паровой экипаж»

Уильяма Хенсона

, на рекламном плакате Ariel Transit Company

Стимпа́нк (или паропа́нк) (от англ. steampunk) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Сам термин является смесью слов англ. steam «пар» и англ. punk «мусор». Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится[кем?] особый акцент на истинной человеческой природе, движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью[. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Тем не менее существует немало произведений с противоположной направленностью — романтика, драматизм высоких чувств, даже элементы утопии.

Реалии стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и тому подобное, анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в нарочито сказочные и даже детские произведения.

В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре[1][2]. Стиль «стимпанк» всё шире распространяется в графике, иллюстрации, скульптуре, дизайне и даже в сфере компьютерных игр.

Утопии о летательных аппаратах XVIII столетия

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером,[3] который пытался найти общий термин для произведений «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), и собственных работ «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[4]:

Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…
К. У. Джетер

— Письмо Кевина Джетера в журнал Locus

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей[5].

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.[6]

Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус»Капитана Немо из экранизации книги «20 000 льё под водой» студией Уолта Диснея. Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка.[7] Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка.[6][8] Фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.[2][9]

Многие литературные произведения, ныне причисляемые стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria's Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»[10][11]. Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского стиля. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку.[12]

По использованной технологии как элементу антуража редактор раздела о литературе в журнале Мир фантастики Борис Невский выделяет 4[13], а Джефф Ванденмеер 7 поджанров стимпанка[14][15]. Однако, жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры.[16]

Понятием таймпанк (от англ. time - «время») объединяются те поджанры стимпанка, которые моделируют мир максимального уровня развития технологий какой-либо реальной исторической эпохи и отличные от привычных законы социума. Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле альтернативно-исторической; действие их, скорее, происходит в нашем мире, но с криптоисторическим допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.

  • Стоунпанк (от англ. stonepunk: stone - «камень») описывает мир каменного века, где герои живут в период неолитической революции и сооружают функциональные изобретения из пригодных для своего времени материалов. Произведения поджанра: «Флинтстоуны» (1960-66), фильм Роланда Эммериха «10 000 лет до нашей эры» (2008); книги Эдгара Берроуза «Back to the Stone Age» и «The Land that Time Forgot», книга Джин М. Аул и одноимённый фильм «Племя пещерного медведя».[17]
  • Сандалпанк (sandalpunk) — мир на технологиях Античности.
  • Миддлпанк (от англ. middlepunk: Middle Ages - средние века) — мир на технологиях начала века пара в Средневековье.
  • Клокпанк (clockpunk) основан на технологии и науке эпохи ВозрожденияиБарокко (ок. 1400-1700 гг.), когда вместо силы пара используются заводные механизмы. Вдохновением служат проекты Леонардо да Винчи, а главными героями выступают придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы. Термин предложен системой ролевых игр GURPS.[18] Произведения поджанра: книга «Whitechapel Gods» канадского писателя S. M. Peters (2008)[19][20], роман «Mainspring» Джей Лейка[21]; фильм 2011 года «Мушкетёры»; игра «Thief: The Dark Project» (1998).
  • Альтернативно-историческийстимпанк основан на стилизации под индустриальный исторический мир XIX — начала XX вв. (ок. 1820-1910 гг.), преимущественно викторианскуюАнглию[3], где технология паровых машин доведена до совершенства и используется повсеместно. Произведения: «Машина различий» У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия Скотта Вестерфельда «Левиафан».
    • Романтизмгазовых фонарей (Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
    • Бойлерпанк (Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
    • Маннерпанк (Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
    • Теслапанк описывает мир технологий, созданных на основе работ по электричеству Николы Тесла. Дополняет мир стимпанка, дизельпанка, атомпанка, эльфпанка или научной фантастики. Произведения: фильм «Престиж» (2006), телесериал «Склад 13» (2009 - 2014).
    • Вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада[3]. Пример: фильм и сериал «Дикий, дикий Вест».
  • Дизельпанк.описывает технологический мир уровня 20-50-х годов XX века с развитой системой электротехники, нефтеперегонки и двигателей внутреннего сгорания, авиации, атомной энергетики и т. д. Произведения: рассказ Михаила Харитонова «Конец прекрасной эпохи», фильм «Небесный капитан и мир будущего» (2004).
  • Атомпанк (Atompunk или atomicpunk) моделирует мир технологического развития 1945—1990 годов атомного века, коммунизма, совершенствования летательных аппаратов, освоения космоса. Популярны сталинская архитектура, гуги, комиксы, независимый кинематограф. Поднимаются вопросы противостояния супердержав, аварии на Чернобыльсвой АЭС, космической гонки.[22] Примеры: серия игр «Fallout», фильм «Зомби по имени Фидо» (2006).
  • Наупанк (от англ. nowpunk: now - «сейчас», «сегодня») появился после книги Брюса Стерлинга «The Zenith Angle», в которой жизнь героя-хакера меняется после атак 11 сентября 2001 года.[16]

Постапокалиптический стимпанк выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка. Например, в романе Владимира Войновича «Москва-2042» Советский Союз вследствие истощения нефтяных месторождений «коррупционистами» перешёл на эксплуатацию «парогрузовиков» и «паровых бронетранспортёров», а по нефтепроводу «Дружба» на Запад как сырьё для биотоплива поставляется «вторичный продукт», то есть фекалии.

Сюда относится и предстоящий фильм «Смертные машины» Кристиана Риверса.

  • Ститчпанк показывает постапокалиптический мир, где главными действующими лицами являются живые куклы. Поджанр появился после выхода мультфильма «Девятый».
  • Гринпанк (от англ. greenpunk: green - «зелёный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой.
  • Киперпреп (от англ. cyberprep: «cyber-» - «кибернетика» и «preppy» - «преппи») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка.[23] Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда.
  • Эльфпанк (elfpunk) - поджанр городского фэнтези, где с паровой машиной и прочими технологиями Европы XIX века уживаются магия и фэнтезийные расы: гномы, орки, эльфы[3]. Примеры — игра Arcanum, роман Алексея Пехова «Пересмешник», повесть Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов», книги американской писательницы Холли Блэк.
  • Мифпанк (mythpunk) совмещает фольклорные, мифические штампы с постмодернистскими фантастическими особенностями. Термин предложила Кэтрин М. Валенте, выпустив цикл книг «Сказки сироты».[24] Автор не использует мифологических персонажей для развития художественного замысла, а не пересказывает мифы. К данному поджанру можно причислить книги Екатерины Седиа, Нила Геймана, Адама Кристофера и пр.

Характерными элементами мира стимпанка можно считать:

  • Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[3]: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты[3]), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Газовое и частично свечное освещение улиц и домов[3].
  • Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы[3].
  • Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы[3], однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга[3]), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
  • Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
  • Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа[3] и тому подобные), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
  • Одежда и аксессуары викторианской Англии[3]:
    • Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
    • Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
    • Рабочие в кепках, куртках, сапогах.
    • Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и тому подобное.
  • Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера[3].
  • Викторианские персонажи[3]: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
  • Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и тому подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.

К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее[3]:

  • Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
  • Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
  • Искусственный разум — автоматы и тому подобное, созданные без применения электричества и компьютерных технологий.

Существовавшие образцы техники с паровым приводом[править | править вики-текст]

Предтечи стимпанка:

Представители жанра:

Моддинг

персонального компьютера в стимпанк-стиле.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля[9][27]. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка»[28], специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи.[11][29].

Регулярно в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[30]. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света[31].

Художественная группа Kinetic Steam Works[32] изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах.[33] Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (с англ. — «Стимпанк-дом на дереве»), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group[34]). Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях.[35][36] Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр)[37][38].

Стимпанк-экспозиция телектроскопа в

лондонском Сити-холле

, так называемый Трансатлантический телектроскоп

В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов (англ.), оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк)[39][40]. Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief' по мотивам «Вокруг света за 80 дней».

С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке были продемонстрированы работы восемнадцати стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли обычные предметы обихода, переделанные соответствующим образом. Выставка оказалась весьма успешной, собрав более 80000 посетителей[41].

Ряд стимпанк-проектов реализуется и в России. К примеру, 7-10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России»[42].
В 2012 году публике был представлен стим-панк варгейм «Victorium». Было выпущено несколько наборов миниатюр, но позже проект был закрыт.[43].
25 июля 2015 года в парке АлександрияПетергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов псевдовикторианского стиля[44].

В жанре стимпанка выпущено достаточно большое количество компьютерных игр. Классическими примерами служит серия игр-квестов Myst и RPG-игра Arcanum а также мир Dishonored.

Постановочное фото в стимпанк-антураже.

В настоящий момент[когда?] среди готов, панков, киберготов, фанатов индустриальной музыки и геймеров наблюдается тенденция в направлении осмысления стимпанка как субкультуры[45]. Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода[46]. Эти проявления иногда объединяются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику и современные технологии и систему мышления[2]. Некоторые энтузиасты жанра даже предлагают определённую философию стимпанка, в которой панк-составляющая сочетается с оптимизмом по поводу человеческого потенциала[47].

Стимпанк-мода не имеет какого-либо набора правил, но имеет тенденцию к синтезу современных стилей под влиянием викторианской эпохи. Зачастую стимпанк-мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, и костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари — для мужчин. Наряды, вдохновляемые стимпанком, часто имеют выраженный акцент на специфические аксессуары: карманные часы, зонты, очки (гогглы). Современные аксессуары, такие, как сотовые телефоны или музыкальные плееры, в принципе могут входить в стимпанк-наряды, но после придания им «викторианского» вида. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства, стилей готической лолиты и готического аристократа[2][48].

На данный момент стимпанк как полноценное музыкальное направление отсутствует. Вместе с тем, существует ряд музыкальных коллективов, позиционирующих себя, как «стимпанковские»[40]. Главным образом это группы, играющие в жанрах арт-рок, дарк кабаре, дарквэйв и индастриал. «Стимпанковость» групп выражается главным образом в нео-викторианском антураже, соответствующих текстах и, в ряде случаев, присутствием в музыке осовремененных мотивов и мелодических приёмов, присущих музыкальным произведениям конца XIX века. К числу таких групп можно отнести[:

  • «The Clockwork Dolls» — стимпанк-трио из Балтимора, сочетающие классическую и современную музыку. Выступают не только как музыканты, но и как писатели и актёры.
  • «Humanwine» — бостонский дарк-кабаре/панк-кабаре дуэт, состоящий из семейной пары.
  • «The Cog is Dead» — стимпанк-группа из Флориды. Они исполняют музыку различных стилей, из разных эпох.
  • «Dr. Steel» — индастриал/хип-хоп исполнитель из Лос-Анджелеса, играющий роль безумного учёного.
  • клип David Guetta ft. Nicki Minaj — Turn Me On
  • «Abney Park» — индастриал-группа, основана в Сиэтле, США в 1997. В своём творчестве использует элементы стимпанка, электроники и народной музыки разных стран мира.
  • «Steam Powered Giraffe» («Жираф на паровом ходу») — театрально-музыкальная группа, основана в Сан-Диего (Калифорния, США) в 2008 г. близнецами Изабеллой и Дэвидом Беннеттами и их друзьями. Трое фронтменов группы изображают роботов, у каждого свой грим, свой костюм, свой характер и своя предыстория. Один из роботов, Рэббит (Кролик), выполнен в викторианском стиле. Во время выступлений SPG музыкальные номера перемежаются забавными интермедиями. Стиль музыки — синтез классического рока, кабаре, кантри, вестерн. Группу часто можно услышать во время стимпанк-конвентов на территории США.
  • клип Panic! At The Disco — The Ballad Of Mona Lisa

И многие другие.

  1. Kaye, Marco.Mom, Dad, I'm Into Steampunk (July 25, 2008). Архивировано 4 февраля 2012 года.
  2. 1234La Ferla, Ruth. Steampunk Moves Between 2 Worlds, New York Times (May 8, 2008). Проверено 21 ноября 2010.
  3. 12345678910111213141516171819М. Попов, Б. Невский.Очарованные паром. — Журнал «Мир Фантастики». — М., № 3(31); март 2006. — С. 84-92. — (Врата миров).
  4. Sheidlower, Jesse.Science Fiction Citations (March 9, 2005). Проверено 10 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  5. Василий Владимирский. Киберпанк мёртв, а он ещё нет. Брюс Стерлинг // Мир фантастики. — 2012. — № 3 (103). — С. 54.
  6. 12Strickland, Jonathan.Famous Steampunk Works. HowStuffWorks. Проверено 18 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  7. Sophie Lewis, Lucy Daniel (ed.), The little black book: Books, «Titus Alone» p.439, Octopus publishing, (2007) US, isbn= 978-1-84403605-9
  8. Lev Grossman. Steampunk: Reclaiming Tech for the Masses,Time (December 14, 2009).
  9. 12Braiker, Brian. Steampunking Technology: A subculture hand-tools today's gadgets with Victorian style, Newsweek (October 31, 2007). Проверено 21 ноября 2010.
  10. Nevins Jess. Heroes & Monsters: The Unofficial Companion to the League of Extraordinary Gentlemen. — MonkeyBrain Books, 2003. — ISBN 193226504X.
  11. 12Bebergal, Peter. The Age of Steampunk, The Boston Globe (August 26, 2007). Проверено 10 мая 2008.
  12. Lupoff, Richard & Stiles, Steve (February 1980; v. 3, #10), "The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer", 'Heavy Metal': 27–32 et seq. 
  13. Стимпанк: что это такое
  14. The New York TimesPenitentiary Restores Prisoner’s Biblical Murals EVE M. KAHNJULY 21, 2011
  15. Jeff VanderMeer, ‎S. J. Chambers. The Steampunk Bible. A young Steampunks Guide to Subgenres. 2012
  16. 12Laura Lambert; Hilary W. Poole; Chris Woodford; Christos J. P. Moschovitis. Internet: A Historical Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2005. — 767 с. — ISBN 1851096590.
  17. All Sorts of Punk. Die Wachen (13 июня 2012).
  18. Stoddard, William H. Gurps Steampunk. — Steve Jackson Games, 2000. — ISBN 1556344198.
  19. Heller, Jason.Steampunk. AV Club (16 июля 2009).
  20. Johnson, Andrea.Whitechapel Gods by S.M. Peters. Sfrevu.com. (5 февраля 2008).
  21. Sawicki, Steve.Mainspring by Jay Lake. Sfrevu.com. (12 июня 2007).
  22. CORY DOCTOROW.Atompunk: fetishizing the atomic age. Boing Boing (3 декабря 2008).
  23. Blankenship, Loyd. GURPS Cyberpunk: High-Tech Low-Life Rolepaying Sourcebook. — Steve Jackson Games, 1995. — ISBN 1-55634-168-7.
  24. Mythpunk: An Interview with Catherynne M. Valente (en-US), Strange Horizons (24 января 2011). Проверено 17 июня 2017.
  25. 12Ottens, Nick.The darker, dirtier side (2008). Архивировано 25 августа 2011 года.
  26. 12FEATURES: Steaming Celluloid. Matrix Online3. Архивировано 25 августа 2011 года.
  27. Sharon Steel.Steam dream: Steampunk bursts through its subculture roots to challenge our musical, fashion, design, and even political sensibilities. The Boston Phoenix (May 19, 2008). Проверено 27 сентября 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  28. von Slatt, Jake.The Steampunk Workshop. Проверено 10 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  29. Farivar, Cyrus.Steampunk Brings Victorian Flair to the 21st Century. National Public Radio (February 6, 2008). Проверено 10 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  30. STEAM Fest 2010
  31. Афиша неформатных событий
  32. Kinetic Steam Works (2006-2008). Проверено 10 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  33. Tristan "Loupiote" Savatier.Kinetic Steam Works' Case traction engine (2007). Архивировано 4 февраля 2012 года.
  34. Five Ton Crane (2010). Архивировано 4 февраля 2012 года.
  35. Xeni Jardin.Steampunk Tree House(недоступная ссылка — история). Boing Boing TV (24 January 2008). Архивировано 24 января 2008 года.
  36. Orlando, Sean.Steampunk Tree House (2007–2008). Проверено 10 мая 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  37. Steampunk Tree House debuts at Dogfish in Milton (2 July 2010).
  38. Steampunk Treehouse Finds Home At Dogfish. Dogfish Head Craft Brewery (21 June 2010). Архивировано 4 февраля 2012 года.
  39. MELENA RYZIK. Telescope Takes a Long View, to London, New York Times (May 21, 2008). Проверено 5 августа 2008.
  40. 12Caroline Sullivan. Tonight I'm gonna party like it's 1899, London: Guardian (October 17, 2008). Проверено 17 октября 2008.
  41. Steampunk. Museum of the History of Science, Oxford. — «Imagine the technology of today with the aesthetic of Victorian science.».
  42. Новости — «Олдтаймер-Галерея» Ильи Сорокина
  43. Victorium
  44. Logo YouTube por Hernando.svg Фестиваль «Александрийский пленэр». 25 июля 2015 года. Петергоф, парк "Александрия".
  45. Kaye, Marco.Mom, Dad, I'm Into Steampunk (July 25, 2008). Проверено 4 августа 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  46. Rauchfuss, Marcus.Steampunk Aesthetics (July 1, 2008). Проверено 9 февраля 2010.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  47. Swerlick, Andrew.Technology Gets Steampunk'd (May 11, 2007). Проверено 4 августа 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  48. Andrew Ross Rowe.What Is Steampunk? A Subculture Infiltrating Films, Music, Fashion, More. MTV (September 29, 2008). Проверено 14 октября 2008.Архивировано 4 февраля 2012 года.
  • Clockwork worlds, Ричард Д. Эрлих и Томас П. Данн (1983). ISBN 0-313-23026-9
  • The Steampunk issue of Nova Express, Volume 2, Issue 2, Winter 1988
  • The Encyclopedia of Fantastic Victoriana Джесс Невинс, MonkeyBrain (2005). ISBN 1-932265-15-5
  • Fiction 2000: cyberpunk and the future of narrative, Джордж Слессер и Том Шиппи (1992). ISBN 0-8203-1425-0
  • Science fiction after 1900, Брукс Лэндон (2002). ISBN 0-415-93888-0
  • Science fiction before 1900, Пол К. Элкон (1994). ISBN 0-8057-0952-5
  • Victorian science fiction in the UK, Дарко Свэн (1983). ISBN 0-8161-8435-6
  • Worlds enough and time, Гэри Вестфаль, Джордж Слессер, и Дэвид Либи (2002). ISBN 0-313-31706-2
  • Louis la Lune, Элбан Гуллемос (2006). ISBN 2-226-16675-0

Интернет-магазин модной одежды Gepur-shop.ru велюровые модные костюмы,недорогие платья Магазин платьев интернет Интернет магазин одежды недорого

Интернет-магазин модной одежды Gepur-shop.ru велюровые модные костюмы,недорогие платья Магазин платьев интернет Интернет магазин одежды недорогоЗачем же выглядеть, как все, если можно выглядеть особенно? Почему бы ни позволять себе хоть иногда, очути

Мужские куртки, мужские пуховики оптом от производителя. Производство и продажа курток, пуховиков оптом. Мужская одежда оптом в Москве

© 2017, мужские куртки PLAXA. Новая коллекция модных и стильных весенних курток весна 2017 для мужчин и женщин. Мужская и женские коллекции весна лето 2017Производство и продажа. Куртки оптом от производителя. Модные мужские пуховики. Росси

Салоны Ортека | адрес, телефон, часы работы, официальный сайт, скидки, распродажи, акции, отзывы

Описание компании Ортека Ортопедические салоны "Ортека" предлагают ортопедические изделия: ортезы, корсеты, бандажи, ортопедичекую обувь, ортопедические стельки, ортопедические матрасы и подушки, гимнастические мячи, тренажеры, массажеры, компрессио